Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан»

Трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) строится для транспортировки нефти на российский Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система будет технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами Транснефти и позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Проект строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан разработан в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 1737-р поддержано предложение Минпромэнерго России и ОАО АК Транснефть о реализации проекта строительства трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан.

Приказом Минпромэнерго России от 26.04.2005 № 91 определены два этапа реализации Проекта. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 27 определен конечный пункт ТС ВСТО — Спецморнефтепорт в бухте Козьмино на побережье Тихого океана.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 10.08.2007г. № Пр-1465 ОАО АК Транснефть выдано ОАО Гипротрубопровод задание на разработку Декларации о намерениях (ДОН) строительства и Технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский округ. Намечается использование месторождений Иркутской области и Республики Саха (Якутия) – Юрубчено-Тахомского, Куюмбинского, Среднеботуобинского, Верхнечонского, Ярактинского, Талаканского.

Планируемая пропускная способность ВСТО – 80 млн тонн нефти в год. Протяженность трассы свыше 4 700 километров, конечным пунктом которой является новый специализированный морской нефтеналивной порт в бухте Козьмино в Приморском крае.

Новая трубопроводная система создается с учетом самых лучших достижений в проектировании, строительстве и эксплуатации нефтепроводов и обладает высоким уровнем надежности и минимальным воздействием на окружающую среду.

Большая протяженность и сложность прохождения трассы – скальные и песчаные породы, болота, тайга, зоны вечной мерзлоты, сейсмичность, значительное количество водных препятствий, низкие температуры зимой и т.д. – потребовали применения особых технических решений.

Проектом заложен комплекс таких технических и природоохранных мероприятий, которые сведут к минимуму возможное негативное влияние на окружающую среду или полностью его исключат. В их числе:

  • комплексное решение проблемы очистки хозяйственных и бытовых стоков, препятствующее загрязнению водных объектов;
  • высокоэффективные способы утилизации отходов, направленные на минимизацию загрязнения почв, грунтов и подземных водных источников;
  • передовые методы рекультивации нарушенных земель, способствующие сохранению и восстановлению природного слоя почвы;
  • организация службы наблюдения за изменением состояния трубопровода и местности вдоль трассы (технический мониторинг);
  • использование труб особого класса прочности и повышенной эксплуатационной надежности с особыми показателями химического состава, структуры металла, ударной вязкости, стойкости к растрескиванию, требованиями к сварным швам;
  • расстановка задвижек на малых реках, пересекаемых трубопроводом: сокращение расстояния между отсекающими задвижками против нормируемого;
  • установка датчиков системы обнаружения утечек нефти с интеграцией ее в общую схему автоматизации и управления трубопроводом;
  • использование на участках максимального приближения к рекам и водохранилищам труб с толщиной стенок 16-24 мм, а на подводных переходах – 22-27 мм;
  • широкое применение средств автоматики, телемеханики, информатики и связи;
  • создание аварийно-спасательных подразделений на всем протяжении трассы и соответствующей инфраструктуры для оперативного реагирования в случае гипотетических чрезвычайных ситуаций:
  • стройная непрерывная система профессиональной подготовки персонала.

Строящийся трубопровод подвергается 100% контролю сварных стыков радиографическим методом. В местах соединения швов приварки арматуры и захлестов дополнительно применяется контроль ультразвуковым методом.

Защита трубопровода от почвенной коррозии обеспечивается трехслойным полимерным покрытием на основе экструдированного полиэтилена толщиной не менее 3 мм, наносимым в заводских условиях.

Узлы запорной арматуры устанавливаются в пониженных местах рельефа, расстояние между ними составляет не более 30 км. В зависимости от рельефа местности предусмотрена установка узлов запорной арматуры на переходах через активные разломы. На всех подводных переходах устанавливаются береговые задвижки.

Наблюдение за состоянием нефтепровода и обслуживание сооружений линейной части будет осуществляться с применением различных транспортных средств – вездеходного транспорта повышенной проходимости и вертолетов (с использованием предусмотренных на трассе вертолетных площадок).

Специальные ремонтные бригады, входящие в состав линейно-эксплуатационной службы (ЛЭС) размещаются на нефтеперекачивающих станциях (НПС) и в местах близ существующих населенных пунктов, где разворачиваются опорные пункты с аварийной техникой и площадками для складирования аварийного запаса труб. На переходах крупных рек предусмотрены пункты наблюдения.

Предусмотрена комплексная внутритрубная диагностика непосредственно после окончания строительно-монтажных работ и в процессе эксплуатации системы. Периодичность ее сокращена по сравнению с действующими регламентами с пяти до трех лет, а на отдельных участках – до одного года. Кроме того предполагается комплексное обследование нефтепровода непосредственно после сейсмических воздействий.

Особое внимание уделяется профессиональной обученности персонала, организованности, порядку и дисциплине в каждом из подразделений ВСТО.

Вторая очередь Трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан

ООО «Транснефтьстрой» является генеральным подрядчиком строительства второй очереди ТС ВСТО.

Реализация на втором этапе проекта трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) общей мощностью до 50 млн. тонн в год, с одновременным обеспечением расширения пропускной способности трубопроводной системы на участке Тайшет – Сковородино до 80 млн. тонн в год, Компанией ОАО АК Транснефть осуществляется на участке г.Сковородино (Амурская область) – СМНП Козьмино (Приморский край).

В рамках проекта ВСТО-2 предусматривается продолжение строительства линейной части на участке НПС «Сковородино» – СМНП «Козьмино», развитие СМНП «Козьмино».

Трубопровод общей протяженностью 2045 км проходит по маршруту г.Сковородино – г.Благовещенск — г.Биробиджан — г.Хабаровск – СМНП «Козьмино» по территории Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровского края и Приморского края.

Диаметр трубопровода принят 1067 мм на участке г.Сковородино – НПС 34 (Хабаровск) общей протяженностью 1241 км; 1020 мм на участке НПС 34 (Хабаровск) – СМНП «Козьмино» общей протяженностью 804 км.

Первым этапом ВСТО-2 предусмотрено строительство 8 нефтеперекачивающих станций с суммарным объемом резервуарного парка 300 тыс. куб. м, расширение НПС «Сковородино» с увеличением резервуарного парка на 150 тыс.куб.м., расширение СМНП «Козьмино» с увеличением резервуарного парка на 150 тыс. куб.м.

Также в объекты строительства второй очереди ТС ВСТО входит:

  • внешнее электроснабжение НПС:
  • общая протяженность линий сетей внешнего электроснабжения составляет более 471 км.
  • система связи:
  • оптико-волоконная связь (ВОЛС) протяженностью более 2230 км.

Прокладка линии ВОЛС осуществляется параллельно следованию линейной части нефтепровода.

Непосредственное строительство ведется с января 2010 года.

Сроки завершения работ и ввода системы ТС ВСТО-II в эксплуатацию – 2014 год.

Краткая характеристика объектов ТС ВСТО-II в регионах прохождения трассы.

Амурская область:

  • Линейная часть нефтепровода – более 812 км
  • Нефтеперекачивающие станции (3 шт.), в т.ч: НПС № 24 (п. Мухино), НПС №27 (г.Екатеринославка); Расширение НПС «Сковородино» (г. Сковородино)
  • Общая протяжённость линий электропередач (ВЛ 220-2) – около 60 км

Еврейская автономная область:

  • Линейная часть нефтепровода – свыше 310 км
  • Нефтеперекачивающая станция (1 шт.), – НПС № 30 (п.Известковый);
  • Общая протяжённость линий электропередач (ВЛ 220-2) – более 7 км

Хабаровский край:

  • Линейная часть нефтепровода – около 379 км
  • Нефтеперекачивающие станции (2 шт.), в т.ч: НПС № 34 (г. Хабаровск), НПС № 36 (г. Вяземский);
  • Общая протяжённость линий электропередач (ВЛ 220-2) – 4 км

Приморский край:

  • Линейная часть нефтепровода – более 547 км
  • Нефтеперекачивающие станции (3 шт.), в т.ч: НПС № 38 (г.Дальнереченск), НПС №40 (г.Спасск-Дальний); НПС №41 (с.Ивановка);
  • Расширение СМНП «Козьмино» (пгт. Врангель), в т.ч:

— Пункт приема нефти СМНП Козьмино;

— расширение площадки береговых сооружений;

— расширение площадки морских сооружений;

— расширение площадки нефтебазы.