Экология стройки

Испытав на практике, что значит иметь дело с многочисленными подрядчиками, часть из которых так и не смогла адаптироваться к строгим регламентам компании, «Транснефть» приняла решение о создании собственного строительного подразделения. Новая дочерняя организация компании – ООО «Транснефтьстрой» — уже неплохо зарекомендовала себя в реализации крупных трубопроводных проектов. Сегодня ее отличают не только современный уровень производства работ, но и новый подход к обеспечению экологической безопасности строительства.

В ЖЕСТКИХ РАМКАХ ПРОЕКТА

Любая деятельность человека наносит ущерб природе. И хотим мы того или нет – это неоспоримый факт. Например, даже самый, казалось бы, безобидный труд стихотворца требует бумаги и чернил, для изготовления которых нужны древесина и полезные ископаемые. Поэтому каждого из нас отличает не столько теоретическое отношение к использованию потенциала планеты, сколько степень личного воздействия на природу, а также способность и желание свести его к минимуму.

Другое дело, когда речь заходит о деятельности предприятия. Здесь нет персональной ответственности за происходящее, точнее, она размыта. И это может подтолкнуть работника к тому, чтобы закрыть глаза на многие недостатки: «Ведь вред наношу не я, а организация». В этом случае, чтобы не допустить ослабления гражданской позиции, во всех уважающих себя компаниях существует строгий порядок проведения работ, который позволяет снизить ущерб природе на всех этапах их производства. Прежде всего, это технические регламенты и проектная документация, которые являются для строителей главными законами.

Основная задача сотрудников ООО «Транснефтьстрой» – не превысить допустимый уровень воздействия на окружающую среду, который определен проектом. Кроме того, они должны осуществить все предусмотренные мероприятия экологической направленности и минимизировать вред, причиненный природе.

К сожалению, реалии современного мира таковы, что для обеспечения жизнедеятельности человеку иногда приходится наносить окружающей среде так называемый невосполнимый ущерб. Например, бывшие пашни или пастбища, которые оказались в зоне строительства, уже не могут быть использованы по их прямому назначению. На этот случай в законодательстве существует система штрафов, а деньги от их уплаты поступают в государственную казну. Штрафы – это не только средства, дающие возможность восстановить утраченное (допустим, разработать целину в другом месте), но и действенный инструмент, стимулирующий строителей придерживаться регламентов проекта, так как в противном случае им грозят более серьезные финансовые потери.

Большинство экологических рисков исключены изначально, потому что прокладка трассы осуществляется, как правило, в обход заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий. Когда происходит проектирование магистрального нефтепровода, обычно рассматривается несколько вариантов его маршрута, в том числе самый короткий и самый длинный. Обычно выбирается маршрут, исключающий пересечение природных заповедников.

В любом проекте есть экологический раздел, где зафиксированы основные положения по охране окружающей среды в ходе строительства. В нем охарактеризованы природные условия территорий, обозначено возможное негативное воздействие строительных работ и т. д. Также есть раздел, в котором описаны действия строителей в конкретной обстановке, – какие мероприятия они должны осуществить и что должны предпринять для надлежащего контроля за ситуацией. Исходя из этих положений разрабатывается экологическая разрешительная документация (нормативы на выбросы загрязняющих веществ и образование отходов), а на ее основании впоследствии производится оплата налогов в государственный бюджет. В нем же содержатся требования к хранению отходов на стройплощадке. Другими словами, образцовое состояние объекта в процессе строительства, определено именно проектом.

 

КОНТРОЛЬ ИЛИ ПРОВЕРКА С ПРИСТРАСТИЕМ?

 

В обществе существует мнение, что стройка – это бесхозный процесс, которым управляет некий прораб в каске и которому нет дела до того, что останется после него. В действительности, чтобы просто воткнуть лопату на участке, строителям нефтепровода нужно пройти целую череду процедур и согласований. Разрешительная документация, отвод земли, детальная, включающая в себя целый комплекс выездных мероприятий, разработка проекта… И лишь после всего этого строительная организация, которую тоже отбирают по результатам жесткого тендера, получает право приступить к работам.

Одной из сфер деятельности Службы промышленной безопасности, охраны труда и рационального природопользования ООО «Транснефтьстрой» является осуществление экологического контроля в период проведения строительных работ на объектах компании. Специалисты данной службы проверяют, соответствует ли деятельность подрядчиков нормам законодательства. В этой области они очень плотно сотрудничают с государственными органами – территориальными управлениями Росприроднадзора, Роспотребнадзора, ведь все средства от уплаты штрафов за негативное воздействие на окружающую среду поступают именно в госбюджет. Кроме того, им надо оценить причиненный ущерб, рассчитать сумму штрафов, произвести и проконтролировать их оплату, предоставить в Росстат отчет по формам государственной статистической отчетности. По вопросам природопользования, в том числе забора воды при гидроиспытаниях, вырубки леса при расчистке трассы и т. д., представители Службы промышленной безопасности, охраны труда и рационального природопользования в основном взаимодействуют с местными администрациями, так как по действующему законодательству эти вопросы находятся в их компетенции.

Следует отметить, что за два года существования «Транснефтьстроя» не было зафиксировано ни одного серьезного нарушения природоохранного законодательства со стороны субподрядных организаций, работающих под ее началом.

Конечно, подрядчикам направлялись уведомления об устранении недостатков, но все недочеты были незначительными и их быстро исправляли. Вообще основные выявленные нарушения связаны с отступлением от контура трассы. Это касается, например, межевания участка – где-то вешку просмотрели и вырубили больше лесных насаждений, чем надо. Поэтому большая часть претензий (и связанная с ними смена подрядчиков) была в адрес тех организаций, которые производили расчистку трассы под трубопровод, и прежде всего местных организаций. Если же говорить о более серьезных работах (сооружение подводных переходов или участков трассы), то здесь существенных претензий к строителям не возникало.

Учитывая масштабность проектов «Транснефти», а также жесткую конкуренцию на мировом энергетическом рынке, деятельность ее дочерних структур, подрядных организаций нередко подвергается нападкам «защитников» природы. Чаще всего они касаются прокладки новых магистралей, которые позволяют диверсифицировать нефтяные потоки в интересах государства, а не в пользу транснациональных корпораций. Специалистам «Транснефтьстроя» не раз приходилось выдерживать натиск несведущих обвинителей, разъяснять общественности цели и методы работы компании.

Но одно дело, когда проверка деятельности строителей осуществляется органами, уполномоченными государством, которые компетентны в этих вопросах, и совсем другое, когда ревизия инициирована местными жителями или средствами массовой информации. В прессе обычно освещается сам факт нанесения ущерба. При этом никого не интересует, что после окончания строительства обязательно будут проведены восстановительные работы, которые устранят или компенсируют этот ущерб, причем независимо от того, была ли по этому поводу какая-либо шумиха или нет…

Известно, что положительный эффект от сооружения новых нефтепроводных объектов регион ощутит лишь по истечении какого-то времени, поначалу же стройка приносит лишь неудобства. Если работы ведутся в русле реки и задействована тяжелая техника, то, естественно, что ниже по течению вода может быть мутной… Поэтому главная задача подрядчиков – не превысить нормативы загрязнений, установленные проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу.

Как считают в ООО «Транснефтьстрой», контакты с общественностью тоже бывают полезными. Это своего рода индикатор деятельности предприятия. К тому же специалисты «Транснефтьстроя» не могут находиться и контролировать правильность выполнения работ на всех объектах одновременно. И если реакция общественных организаций адекватная, то она помогает решить реальную проблему и, конечно же, служит общему делу. На каждый поступающий тревожный сигнал, сотрудники незамедлительно реагируют.

 

СДЕЛАЙТЕ, КАК БЫЛО…

 

Основным мероприятием по восстановлению нарушенных в период строительства территорий, является их рекультивация. Процесс этот гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. После завершения основных работ, выполняется так называемая техническая рекультивация. Она включает в себя отсыпку и выравнивание грунта, берегоукрепление, восстановление русловой части рек, т. е. воссоздание природного ландшафта. Затем следует биологическая рекультивация земель. Высеваются сидеральные культуры, которые способствуют быстрому восстановлению плодородного слоя почвы, происходит ее насыщение другими полезными веществами, высаживаются зеленые насаждения… Возмещение вреда водным биоресурсам производится путем зарыбления водоемов. Что касается ущерба животному миру, то на текущий момент количество его обитателей можно подсчитать чисто гипотетически, поэтому реального механизма его возмещения нет.

В современном строительстве есть некая закономерность: сколько земли отведено для проведения работ, столько же будет и рекультивировано. Для этого разрабатываются проекты, которые имеют технологические карты, учитывают нормы внесения удобрения, посева растительности. В соответствии с Земельным кодексом РФ земля, которую строители взяли во временное пользование, должна быть возвращена владельцам земельных участков и иметь первоначальное качество. Рекультивацией в основном занимаются специализированные организации. Это, как правило, местные предприятия, которые хорошо знают агротехническую специфику своих регионов. Выбор подрядчиков осуществляется из нескольких кандидатов: проводится тендер, и предпочтение отдается той организации, которая больше соответствует критериям компании, – может качественно выполнять работы в сжатые сроки.

СВЕЖЕЕ РЕШЕНИЕ

 

Очередным серьезным делом для специалистов «Транснефтьстроя» стало участие в расширении трубопроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума, в рамках которого им предстоит возвести две новые нефтеперекачивающие станции (НПС-4(а) в приграничной зоне с Казахстаном и НПС-5(а) на границе с Республикой Калмыкия), а также провести работы по реконструкции и расширению НПС «Астрахань». Проект этот – международный, поэтому и внимание сторонних наблюдателей к нему особое.

Учитывая, что сооружение новых объектов КТК происходит с участием иностранного капитала, к вопросам экологии компания предъявила дополнительные требования. Все они закреплены в специально разработанных регламентах. Для каждого этапа проведения работ в проектной документации существует специальный раздел по экологии. Кстати, именно на КТК впервые апробируется новая методика экологического мониторинга, включающая в себя три стадии. Первая стадия – оценка состояния окружающей среды до начала строительных работ. Вторая – мониторинг в процессе строительства. И третья – оценка после окончания всех работ. Эта методика не предусмотрена в действующем законодательстве (по закону достаточно проводить экологический контроль непосредственно в ходе строительства). Но благодаря ей станет известно первоначальное состояние окружающей среды, степень воздействия на нее, а также насколько эффективными оказались мероприятия по возмещению ущерба природе по окончании строительства.

Полный цикл экологического мониторинга на КТК осуществляет специализированная организация – центральная инспекция аналитического контроля при Росприроднадзоре. Она уже провела первую оценку (до начала работ) и представила отчет заказчику.

Имея на руках подробные результаты мониторинга, можно в оперативном порядке оценить, какое негативное воздействие оказывается на окружающую среду и соответствует ли его степень нормативам, предусмотренным проектом. Соответственно, появится возможность своевременно отреагировать, если какие-либо параметры выйдут за допустимые пределы. Фактически будет получена точная информация об экологической обстановке на объектах на каждом этапе строительства. Конечно, все это дополнительные затраты, но строители идут на них, так как данная методика способствует более качественному выполнению стандартных экологических проверок, установленных законодательством. Как показала жизнь, постоянный мониторинг значительно сокращает общие экологические риски. Поэтому возможно, что этот опыт «Транснефтьстроя» распространится и на другие проекты.

Вадим Валюков

Фото из архива редакции

и ООО «Транснефтьстрой»