Проект КТК

НАЧАЛИСЬ РАБОТЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ СИСТЕМЫ КАСПИЙСКОГО ТРУБОПРОВОДНОГО КОНСОРЦИУМА. МАСШТАБНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПОДВЕРГНЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО НПС И ЛИНЕЙНАЯ ЧАСТЬ, НО И НЕФТЕНАЛИВНОЙ ТЕРМИНАЛ БЛИЗ ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА. КОРРЕСПОНДЕНТЫ «ТТН» ПОБЫВАЛИ НА МОРСКОМ ОБЪЕКТЕ КТК, ГДЕ ИМ РАССКАЗАЛИ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПЛАНАХ ПРЕДСТОЯЩЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ.
ПОГРУЗКА ИЗ-ПОД ВОДЫ

Терминал КТК в п. Южная Озереевка, введенный в эксплуатацию в 2001 году, т. е. ровно 10 лет назад, – для России объект уникальный. Он работает по технологии, которую применяют всего около 40 нефтяных портов в мире. Суда подходят не к пирсам нефтепорта, а к одному из двух выносных причальных устройств (ВПУ), расположенных в 5 км от берега. Последние представляют собой плавающие буи диаметром 9 м, прикрепленные к морскому дну при помощи шести многотонных самозасасывающихся якорей. Танкер швартуется к ВПУ и посредством гибких шлангов подключается к трубопроводу. Нефтеналивной рукав и швартовый трос позволяют маневрировать судну в зависимости от состояния моря и погодной обстановки.

Буи, построенные в Голландии, спроектированы специально для морских условий и рельефа дна региона и способны выдержать самый сильный шторм – по крайней мере, из числа тех, что случались здесь за последние 100 лет. К тому же применение выносных причальных устройств позволяет максимально облегчить навигацию крупнотоннажных судов, что делает ничтожно малой угрозу аварий в акватории.

К каждому ВПУ с берега протянут трубопровод диаметром 1000 мм, или 42 дюйма (сотрудникам КТК привычнее оперировать дюймами). Стальные подводные артерии завершаются оконечным манифольдом. От него гибкие шланги ведут к ВПУ, а оттуда две линии присоединяются непосредственно к танкеру.

Надежности подводной инфраструктуры придается особое значение.
– Мы проводим пришвартовые и еженедельные проверки оборудования, – рассказывает менеджер по техническому обслуживанию морских объектов КТК Игорь Флоровский, опытный моряк, в прошлом капитан крупнотоннажного танкера. – Каждое лето грузовая система ВПУ промывается при помощи специально зафрахтованного танкера с чистой водой. Срок службы подводных и плавучих шлангов – от 2 до 5 лет, потом они подлежат обязательной замене. Плавучие шланги меняем за 11 дней.

Дольше осуществляется операция по замене подводных шлангов, для которой требуется привлечение водолазов. Она занимает до двух месяцев. Естественно, в это время выносное причальное устройство выводится из эксплуатации и погрузка танкеров осуществляется только с одного ВПУ. Поэтому проект расширения КТК и предусматривает строительство еще одного ВПУ с подведением к нему дополнительного пятикилометрового подводного трубопровода. 200 м этой трубы уже проложено в 2000 году при сооружении первой очереди трубопроводной системы.

СУДНО-ФЛАГМАН

Для обслуживания морских объектов КТК в районе терминала базируется целый флот, состоящий из 11 судов. Корреспонденты «ТТН» побывали на его флагмане – мощном буксире «Чайка» водоизмещением 1020 т. Это судно построено специально для проекта КТК и не имеет аналогов.
– Конечно же, в нашей «Чайке» важны, прежде всего, не размеры, а современное оборудование, – подчеркивает капитан буксира Сергей Чеканин. – Например, судно оснащено водолазным комплексом, позволяющим работать на глубине до 100 м.

Действия водолазов можно контролировать при помощи видеомонитора, установленного на капитанском мостике. Служба водолазов налажена отлично – здесь работают самые опытные специалисты. Достаточно сказать, что среди них есть в прошлом участники команды знаменитого французского исследователя подводного мира Жак-Ива Кусто.

Система лебедок, установленная на буксире, позволяет осуществлять техническое обслуживание ВПУ. Дополнительно судно обладает целым арсеналом средств для действий в чрезвычайной ситуации: системой пожаротушения, нефтесборщиками и боновыми заграждениями.

За весь срок эксплуатации терминала не допущено никаких ЧП, поэтому свое аварийное оборудование экипаж буксира применяет только в период учений, в обычное же время работает в спокойном штатном режиме. Вот только осенью прошлого года, откликнувшись на призыв о помощи, «Чайка» отбуксировала к берегу терпящую бедствие яхту-катамаран, когда у той во время проходившей неподалеку регаты сломалась мачта.

Береговое хозяйство КТК постоянно развивается. В 2011 году построен склад, в следующем начнется сооружение нового гаража для техники, применяемой при ликвидации аварийных разливов нефти, помещения для мойки оборудования, а также специальной эстакады для подъема катера.

КОСМИЧЕСКИЕ КОНСОЛИ

Погрузка нефтеналивных судов в море, пожалуй, наиболее значимая часть операций КТК. А ритмичность работы терминала во многом зависит от четких действий диспетчерской службы. Именно в Южной Озереевке расположен главный центр управления (ГЦУ) всей трубопроводной системой. Для корреспондентов «ТТН» сделали исключение, дав возможность побывать в этой святая святых – там, куда разрешен вход ограниченному числу сотрудников, имеющих специальный допуск. Отсюда можно управлять всеми насосами, задвижками и другим технологическим оборудованием на всем протяжении КТК – как в России, так и в Казахстане, или, как выразился главный диспетчер Игорь Мищенко, возглавляющий это подразделение с 2001 года, «даже включать и выключать свет на каждой станции».

В просторной и тихой диспетчерской находятся две консоли, по словам сотрудников КТК, точь-в-точь такие же, как в центре управления космическими полетами NASA в г. Хьюстоне (США). За правой консолью сидит диспетчер, контролирующий работу линейной части нефтепровода от Тенгиза до Новороссийска. Его коллега слева отвечает за эксплуатацию резервуарного парка и отгрузку танкеров.

– Нефть по нефтепроводу сначала поступает в резервуарный парк, состоящий из четырех резервуаров вместимостью 100 тыс. м3 каждый, – рассказывает диспетчер по наливу танкеров Игорь Лычагин. – По проекту расширения будет построено еще шесть таких же резервуаров. В итоге общая вместимость резервуарного парка составит 1 млн м3. Из него нефть самотеком за счет разницы высот по трубопроводу протяженностью около 9 км и диаметром 1420 мм поступает к береговым сооружениям, проходит станцию редуцирования, которая позволяет увеличить или снизить скорость погрузки танкера, и узлы учета.

Как работает диспетчер, корреспонденты «ТТН» смогли увидеть тут же: в этот момент с танкера попросили снизить скорость загрузки с 11 до 9 тыс. т в час, чтобы привести ее в соответствие с темпами откачки балласта.

Данные на мониторах диспетчеров обновляются ежесекундно. Вне зависимости от расстояния между объектом и центром управления. Такая оперативность обеспечивается с помощью автоматизированной системы управления СКАДА. Она собирает информацию почти с 80 тыс. точек вдоль трассы трубопровода, НПС и морского терминала. Данные передаются по принадлежащей КТК системе оптико-волоконной связи, протяженность которой равна трети земного экватора! Читателю покажется это невероятным? Но факт: только на территории резервуарного парка морского терминала КТК развернуто в общей сложности 200 км оптико-волоконных линий.

– С расширением трубопровода объем информации, передаваемой по системе СКАДА, возрастет в шесть раз, увеличится и парк программируемых логических контроллеров. Поэтому мы готовимся в ближайшее время обновить наше программное обеспечение до соответствующего уровня, – отмечает руководитель по системам управления КТК Александр Криницын.

СТАНЦИЯ В АСТРАХАНСКОЙ СТЕПИ

Однако проект увеличения мощности трубопроводной системы КТК до 67 млн т нефти в год предполагает не только реконструкцию и строительство морских сооружений и выносных причальных устройств, но и возведение десяти дополнительных нефтеперекачивающих станций (двух – на территории Республики Казахстан, восьми – в РФ). В рамках поездки по объектам КТК корреспонденты «ТТН» ознакомились с ходом работ по расширению и реконструкции НПС «Астраханская». Генеральным подрядчиком здесь выступает ООО «Транснефтьстрой», строительный трест «Транснефти», включивший в себя все строительные мощности нефтепроводной монополии.

По словам заместителя начальника штаба ООО «Транснефтьстрой» по строительству объектов КТК Виктора Базылева, на плечи которого легла основная нагрузка по организации работ на данной станции, главная задача – это реконструкция основного насосного узла с заменой основного технологического оборудования и строительство административных зданий.

– Кроме работ по реконструкции и расширению НПС «Астраханская» нам предстоит построить в этом регионе две новые нефтеперекачивающие станции: НПС № 4A и НПС № 5A. Но это позже. Сейчас там ведутся подготовительные мероприятия, к активной работе еще не приступали. Здесь, на НПС «Астраханская», все, что происходит на площадке, условно можно разделить на три части: строительство штабов, возведение городка строителей и сооружение производственной базы (столовой, вспомогательных помещений и т. д.). В настоящее время идет монтаж зданий общежития заказчика. Основной подрядчик – ОАО «Промстрой». Есть здесь и свои особенности, например, все здания имеют свайные основания, на этом песчаном рельефе даже сетчатые ограждения ставятся на винтовых сваях. Работы ведем строго в соответствии с проектом. Заказчик будет доволен, – уверен Виктор Базылев.

Павел Кретов Фото Константина Семенова и из архива ООО «Транснефтьстрой»

№07-2011 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ НЕФТИ ПРОЕКТЫ